Схема защиты электродвигателя

Схема защиты электродвигателя


 

Причинами возникновения неполнофазных режимов работы электрооборудования в большинстве случаев являются отгорание, обрыв одного или двух фазных проводников, отсутствие контакта в месте соединения, сработка (сгорание) предохранителя.

Возникающие вследствие пропадания фазы аварийные переходные процессы работы особенно опасны для трехфазных асинхронных электродвигателей. Несимметричность этого режима характеризуется возникновением перераспределения токов по обмоткам двигателя - токи в обмотках могут превышать номинальные в несколько раз.

При включении трехфазного двигателя на двух фазах пуска, как правило не происходит. Если-же при отсутствии контакта или отгорания (обрыва) одной из фаз во время работы он уже набрал скорость равную или близкую к номинальной и вращающий момент позволяет продолжить работу с понижением частоты вращения, то остановки может не произойти.

И проявление аварийного режима в этом случае внешне возможно только в виде изменения шума работы электродвигателя. Это приводит к недопустимому нагреву магнитопровода, повреждению изоляции двигателя и выходу его из строя.

Схема защиты трехфазного электродвигателя при возникновении неполнофазного режима работы

Схема, представленная ниже может быть использована для реализации управления и защиты трехфазных электродвигателей малой и средней мощности от неполнофазных режимов работы.

Схема защиты электродвигателя от пропадания фазы

Это несколько измененная стандартная схема подключения трехфазного двигателя через магнитный пускатель, отличающаяся включением в нее дополнительного магнитного пускателя.

Обесточивание электродвигателя при возникновении неполнофазного режима работы осуществляется размыканием питающей цепи катушки пускателя КМ1.

Схема выполнена таким образом, что питание двигателя подается через силовые контакты пускателя КМ1, чья катушка (обязательно должна быть на рабочее напряжение 380 В) запитана через один из силовых контактов второго пускателя КМ2 (для наглядности выделен красным пунктиром). Иначе говоря, для пуска необходима сработка обоих контакторов.

Ввиду небольшого тока потребления катушки пускателя вместо силового контакта КМ2 вполне может быть использован его дополнительный нормально разомкнутый контакт.