Неисправности асинхронных электродвигателей

Неисправности асинхронных электродвигателей


 

Надежность, простота конструкции, неприхотливость в обслуживании и невысокая стоимость асинхронных электродвигателей сделала их наиболее распространенными электрическими машинами, используемыми как в большинстве промышленных электроприводах так и в приводах бытового назначения.

Асинхронный электродвигатель

Безотказность и долговечность работы асинхронных электродвигателей как и любых электрических машин во многом зависят от соблюдения правил эксплуатации. Кроме того, возможными причинами возникновения неисправностей электродвигателей могут быть старение и износ деталей электроприводных механизмов.

Причины неисправностей асинхронных электродвигателей и их устранение

Поломки асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором в зависимости от места характера возникновения могут быть электрическими и механическими. Причина возникновения первых - повреждения изоляции, проводников обмоток, коллекторов, контактных колец и листов сердечников статора или якоря, несоответствующий уровень напряжения и обрывы питающей сети, нарушение соединений в коммутационной аппаратуре.

К механическим относят поломки, связанные с износом, старением деталей электропривода, ослаблением соединительных резьб, посадок, деформацией деталей, перекосов и т. п. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся на практике неисправности асинхронных электродвигателей (АД) и причины их возникновения.

Электродвигатель не запускается. Если АД исправен, то имеют место неисправности электрического характера. Необходимо проверить сработку и правильность сборки схемы магнитного пускателя; при - сработке наличие питающих фаз (лучше это сделать на клеммных зажимах, открыв коробку АД). Если с питанием все в порядке, то причина в неисправности самого двигателя.

Барно двигателя

В двигателях с фазным ротором проверку целесообразно начать с проверки контактов щеточного устройства, соединений лобовых частей обмоток, а также их соединений с контактными кольцами. Нередкой причиной бывает обрыв обмотки (обмоток) статора. Проверить на исправность можно, прозвонив обмотки статора мультиметром и сравнив сопротивление всех обмоток - оно должно быть одинаковым.

Отсутствии вращения двигателя или недостижение номинального момента, сопровождаемое нехарактерным гудением может также являться признаком неполнофазного режима работы. В этом случае рекомендация та-же: проверить наличие всех питающих фаз и проверить сопротивление всех статорных обмоток АД. 

Подобная рекомендация и при межфазном замыкании обмоток статора; АД в таких не развивает номинального момента, его работа сопровождается нехарактерным шумом. Причиной пониженной частоты вращения вала также может и работа АД с перегрузкой (возможно, несоответствующая условиям эксплуатации его мощность).

Недопустимый нагрев статора. В широкий спектр вызывающих его причин входят:

1. Нагрев статорной обмотки - при нарушении ее изоляции и возникновении межвиткового замыкания. Нагрев статора в таких случаях, как правило равномерный, по всей поверхности радиатора;
2. Неисправность крыльчатки (вентилятора) на вале двигателя. При отсутствии охлаждения по этой причине нагрев также будет равномерный. Необходимо защитный кожух и закрепить вентилятор на вале;
3. Неисправность подшипников (износ или отсутствие смазки). Вызывает наибольший нагрев в лобовых частях АД. Для устранения необходимо разобрать двигатель и заменить (смазать) подшипники.

Неустойчивая работа двигателя. Неисправность электрического характера, вызывающая остановку электродвигателя. Причиной нередко является плохой контакт в цепи питания или управления АД. В некоторых случаях определяется визуально - при искрении контактов. Для устранения следует протянуть все клеммные винтовые соединения в коробке двигателя и магнитного пускателя.