Сайт для электриков

Пусковая и рабочая обмотки электродвигателя


 

Однофазные асинхронные двигатели небольшой мощности (не превышающей 2,2 кВт), в настоящее время довольно распространены в использовании как в быту так и на производстве - в приводах вентиляторов, станков, электроинструментов, компрессоров и т. д. Конструктивно, эти электрические машины как и любые двигатели состоят из вращающейся части - ротора и неподвижной - статора.

На статоре однофазного "асинхронника" под углом 90° относительно друг друга расположены две обмотки - рабочая (основная) и пусковая (вспомогательная). Вращение ротора происходит в результате воздействия на него магнитного поля, создаваемого проходящим по рабочей обмотке электрическим током.

Однофазный асинхронный электродвигатель

Особенностью однофазных асинхронных двигателей является полное отсутствие пускового момента. Поэтому, подав питающее напряжение только на рабочую обмотку пуск двигателя выполнить не получится - можно услышать характерный гул, но вращения ротора не будет. Пуск может быть выполнен вручную если попробовать крутнуть вал электромотора, однако такой способ запуска на практике, разумеется совершенно неприемлем.

Схема подключения однофазного электродвигателя

Для создания необходимого пускового момента служит вспомогательная или пусковая обмоток, подключаемая через фазосдвигающий (сдвиг 90° между током обмоток) конденсатор.

Рабочая и пусковая обмотки двигателя

Определение основной и вспомогательной статорных обмоток предполагает измерение их сопротивлений, для чего понадобится омметр или мультиметр. В случаях когда электродвигатель имеет четыре вывода обмоток, достаточно найти пары и сравнить их сопротивления. Намотанная большим по сечению проводом рабочая обмотка будет иметь меньшее сопротивление.

Нередко, открыв клеммную коробку двигателя можно увидеть всего три вывода; это означает, что обмотки уже соединены между собой внутри статора мотора, а наружу выведены концы пусковой и рабочей и место их соединения. В этом случае, рассуждая логически следует найти выводы с наибольшим (суммарным) сопротивлением - это будут концы двух последовательно соединенных обмоток.

Далее, поочередно измерив сопротивление между оставшимся выводом и концами этих обмоток нетрудно определить основную и вспомогательную из них. По окончании измерений настоятельно рекомендуется перепроверить результаты, так как включение двигателя с перепутанными обмотками вызовет его выход из строя.